История ЛИАЗ

История Автомобильного завода Линсера и Райхенбергера /Linser a Reichenberger Automobil Fabrik/

В сознании широкой общественности начало производства автомобилей в регионе Либерец связано с известным автомобилестроительным заводом RAF, и лишь немногие в этой связи вспомнят имя Кристиан Линсер, производителя действительно первого либерецкого механического транспортного средства – автомобиля.

Уроженец Тироля, Кристиан Линсер, основал здесь в 1858 году (150 лет назад) металлообрабатывающую компанию, которая по своему значению вскоре вышла за границы региона. С ростом компании расширилась и производственная программа, в которой, помимо различного оборудования для текстильной промышленности, пивоваренных заводов и бумажных фабрик, можно найти в основном огнетушители, ручные и паровые.

В конце XIX-го века Линсер, основываясь на многолетнем опыте производства машин и оборудования, решил также производить велосипеды с мотором и боковые коляски к ним.

Он остался верен двум колесам и в дальнейшем, и, примерно в 1902 году начал выпускать одноцилиндровые и двухцилиндровые мотоциклы мощностью 3,5 и 5 лошадиных сил, впервые под маркой ZEUS (бог греческой мифологии). Производство, вскоре приносящее достаточно средств, и в то же время относительный успех мотоциклов Zeus, стали толчком для следующего шага в этой области, и поэтому Линсер начал конструировать малолитражный автомобиль - voituretty. Он представил свой автомобиль в марте 1906 года под названием LINSER на автомобильной выставке в Вене, а затем выставил его в мае того же года в Либереце на выставке немецкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и ремесла. Это был темно-красный автомобиль элегантной формы отличного качества, отличающийся мастерством изготовления. Из-за определенного сходства по форме с уже известными тогда большими автомобилями Mercedes, производимыми компанией Daimler, его иногда называли мини-мерседесом.

Заслуженное внимание автомобиль Linser также привлек и в апреле 1906 года на третьей автомобильной выставке в помещениях Промышленного дворца Пражского выставочного центра, когда вместе с продукцией фирмы Лаурин и Клемент, Вальтера из Смихова и В. Михла из Сланого он представлял образец отечественной автомобильной промышленности.

Первый автомобиль Linser был оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 1640 куб. cм., rоторый давал мощность 8,8 кВт (12 л.с.), был оборудован трехступенчатой коробкой передач с задней передачей и, по желанию заказчика, двухместным, трехместным или четырехместным кузовом. За исключением магнитоэлектрического зажигания Bosch и шин Michelin, автомобиль полностью был изготовлен в Либереце, и работники фирмы Линсер этим по праву гордились.


Данные о количестве произведенных автомобилей отличаются, поэтому мы можем только предполагать, что, учитывая время, в течение которого работал автомобильный завод, их было всего несколько десятков штук (нам известно о 3-х сохранившихся автомобилях).

В течение 1907 года Линсер перестал производить автомобили и передал права на него, включая техническую документацию недавно созданному производителю автомобилей RAF - Reichenberger Automobil Fabrik. Об этом свидетельствует также факт, что первый автомобиль RAF выехал именно из мастерской Линсер, расположенной на улице Барвиржска, д. 18, где их производство ещё продолжалось в 1908 году. Мы не знаем наверняка, если именно в то время не был связан с этой сделкой отъезд основателя компании Кристиана Линсера на отдых. Однако, правдоподобно, что руководителю компании Рудольфу Линсеру Теодор фон Либих сделал предложение, которое в ситуации, когда одного из конкурентов в относительно небольшой области поддерживал один из крупнейших капитанов монархии, было настольно заманчивым, чтобы заставить его прекратить производство автомобилей. Тем не менее, Линсер, который продолжал производить мотоциклы, не расстался с RAF навсегда и поставлял либерецкому автомобильному заводу некоторые детали практически до прекращения его деятельности.

Намерение барона Либига и его компаньонов построить в Либереце автомобильный завод, способный конкурировать с чешскими автопроизводителями, особенно младоболеславским, приобрел конкретный образ в конце 1907 года. В то время, 2 ноября, из мастерской на улице Барвиржска выехал автомобиль с характерным широким радиатором, который, несмотря на свой внешний вид, очень подобный автомобилям Linser, имел название RAF. В то же время велись интенсивные работы по достройке и оснащению завода в Ружодоле I, куда было перенесено производство в течение 1908 года. Как мы можем прочитать из брошюры того же года, недавно построенный завод был специально оборудован для производства одного типа автомобиля, в частности типа 24/30 л.с., который был приспособлен как для дальних поездок, так и движения по городу.

Уже в 1908 году компания RAF впервые представила свое производство на автомобильной выставке экспозицией автомобиля, оснащенного высококачественным четырехцилиндровым двигателем мощностью 22,1 кВт (30 л.с), и подготовила небольшой автомобиль с двухцилиндровым двигателем мощностью 7,4 кВт (10 л.с.). Год спустя на той же выставке Либерецкий автомобильный завод представил один из наиболее богатых стендов, на котором он продемонстрировал несколько по-настоящему элегантных, конструктивно интересных типов, в основном с мощностью 22,1 кВт (30 л.с.), два двойных фетона, трёхчетвертной ландоулет и классический ландоулет. Кроме того, перед Индустриальным дворцом был выставлен грузовой автомобиль RAF, в распоряжении были и другие легковые автомобили, на которых могли проехаться заказчики. Завод RAF также был очень успешным в области спорта, когда в том же году его четыре автомобиля заняли призовые места в поэтапных автогонках за приз принца Генриха (принц Генрих Тур), которые вели из Берлина через Вроцлав, Словацкие Татры в Будапешт и оттуда через Вену и Зальцбург в Мюнхен.

Под коммерческим управлением Франца Адама - директора банка в Либереце, компания начала укреплять свои позиции также на европейском рынке через свои постоянные представительства во многих крупных европейских городах. Благодаря своим характеристикам, касающимся управления, и надежности, автомобили RAF за короткое время приобрели популярность среди известных людей из деловых кругов. С самого начала компания была ориентирована на производство автомобилей высшей категории класса люкс. Завод часто поставлял только само шасси, на котором потом специализированными компаниями непосредственно устанавливались кузова, среди которых выделялся кузовной цех Петера из Врхлаби /Peter z Vrchlabí/ (после 1945 года он стал одним из заводов АЗНП в Млада-Болеславе, на сегодняшний день - Škoda Auto).
Интерес к продукции либерецкого автомобильного завода привел к постепенному внедрению в производство других типов (14/18 л.с., 24/28 л.с. - 4500 куб. см, 40/45 л.с. - 5300 куб. см.) с дизайном двух- и четырехместного спортивного автомобиля, четырехместного спортивного фаэтона, ландолаута и лимузина. В области коммерческих транспортных средств компания продолжила производство зарекомендовавших себя четырехцилиндровых типов 24 л.с. с надстройкой омнибус грузовик с боковыми бортами для легких, а также тяжелых грузовиков, и омнибусов, отличающихся охлаждением и мощностью (20/25, 18/22, 20/24, 35/40 л.с.)

С ростом требований к торговой деятельности, в 1911 году компания прошла преобразование в общество с ограниченной ответственностью, самостоятельную компанию, основной задачей которой была продажа автомобилей RAF, запчастей, а также осуществление концессионерских пассажирских и грузовых перевозок. Коммерческим директором был назначен Карл Цецелитс, который занимал эту должность в автомобильной компании вместе с Полом Хенцем.


1912 год принес фундаментальное новшество, когда по инициативе конструктора RAF Дж. Лавиолетта компания приобрела английскую лицензию на производство бесклапанных двигателей системы «Knight». Лицензионное соглашение было заключено с компанией «Daimler Co Ldt.» в городе Ковентри. В этой системе четырехтактного поршневого двигателя время впуска и выпуска регулируется не клапанами, а задвижками с кожухом. Эта лицензия выдавалась только одной компании в каждом государстве. Во Франции это был Панхард-Левассор, в Германии - Мерседес и в Бельгии - Минерва. Это событие было настолько знаменательным, что новые типы автомобилей, оснащенные этими высококачественными и бесшумно работающими двигателями, в дальнейшем получили название RAF-Knight с типовым, основанным на мощности отличием.

По типу кузова они производились в качестве двух-, трех- и четырехместного спортивного автомобиля типа ландоулет или лимузин.

Казалось, что после того, как в 1912 году автомобильный завод и компанию возглавил Феликс Чизек фон Смидаич, а заводская команда RAF вместе с автогонщиками Дёррингом и Лукшем заняла первые места в сложных гонках Alpine Ride, автомобили в Либереце будут производиться ещё с большей интенсивностью. Автомобили RAF были чрезвычайно высокого качества, продвинутыми технически, элегантными и очень тщательно продуманными, но при этом достаточно дорогими. Тем не менее, список заказчиков включал довольно большой ряд «высокопоставленных лиц» из высших светских кругов и церковных учреждений со всей Центральной Европы. К сожалению, продукция завода осталась на уровне дорогого, почти штучного малосерийного производства, и поиск сбыта стал серьезной проблемой. В это время американский Форд начал массовое производство. Необходимо было смириться с растущей конкуренцией, и даже сотрудничество с другой австрийской компанией «Puch» не оказалось эффективным. Именно поэтому учредители компании после достигнутого успеха на юбилейной 10-й автомобильной выставке в 1913 году решили продать незавершенное производство автомобильному заводу «Лаурин и Клемент». Благодаря этому он в тоже время получил патент на двигатели «Knight», что способствовало расширению шкалы младоболеславского производства. Первый год (1914 г.) в филиале в Либереце, руководителем которого в Младе Болеславе был назначен начальник производства Роберт Шеридан, продолжилось производство существующих типов под маркой RAF. Однако постепенно они были заменены улучшенными моделями, главным образом моделями с золотниковыми двигателями, теперь уже выпускающимися под брендами «Лаурин и Клемент». В 1916 году окончательно было прекращено производство легковых автомобилей в Либереце. Старо-новыми владельцами завод был сначала преобразован в прядильную фабрику для гребенной пряжи и через четыре года на производство ковров.


Возможно, это являлось определенной компенсацией, когда в 1926 году бывшие объекты завода RAF в Либерце-Ружодоле были возвращены обратно семейной компании Линсер, а после реорганизации производства в машиностроительном и литейном цехе компания снова начала производить автомобильные детали. Однако через восемь лет она была вынуждена объявить себя банкротом, и предприятие перешло в руки немецкой компании «Winter Co». Специальный литейный цех для производства автомобильных цилиндров и поршней был приобретен компанией «Appelt», которая сохранила производство, которое было сосредоточено главным образом на экспорт в Германию.


Аэромобили RAF все еще производились в Либереце в период с 1975 по 1983 год, но это было всего лишь несколько гоночных монопостов Formula Easter с двигателями Škoda110 и ВАЗ 21011. Название известной в прошлом марки позаимствовали гонщики из Либерца, братья Ян и Йиржи Веселые, которые в сотрудничестве с экспертом по аэродинамике инж. Карлом Длоугим собрали несколько специальных автомобилей. В дополнение к основным буквам обозначения RAF, они добавили две цифры, относящиеся к году производства или году реконструкции.


Стоит также упомянуть социалистического производителя, главным образом грузовых автомобилей очень широкого ассортимента, а с 1953 года - и автобусов марки ЛИАЗ. Либерецкие автомобильные гонки. Это производство постепенно прекращается, так же, как и деятельность компании ЛИАЗ в 1996 году.

Современная история Лиаз

В 1996 году модельный завод Лиаз, численность работников которого составляла около 10 человек, находящийся непосредственно перед прекращением его деятельности, был приватизирован. Новым владелицам стал доцент инженер Войтех Пражма, кандидат наук. Он провел полную реструктуризацию компании, но сохранил первоначальное название, и, таким образом, возникла новая фирма Модельный завод Лиаз. Он постепенно внедрил самую современную систему САПР в этой компании, а также соответствующую технологию обработки. Производство было сосредоточено в основном на опытные образцы, пресс-формы и приспособления для автомобильной промышленности. Компания постепенно выросла и превратилась в одну из самых современных компаний, использующую передовые технологии, численность которой насчитывает более 110 сотрудников.

Первый Париж-Дакар

Это отдельная глава в истории компании Лиаз, речь шла не только о грузовых автомобилях, но и о мотоцикле с двигателем Rotax, произведенном и модифицированном в Лиазе, с которым в этих гонках участвовал Павел Орт из Яблонца-над-Нисоу.

В ноябре 1983 года в Яблонце-над-Нисоу в бюро проектировщиков двигателей национальной компании Лиаз была реализована идея участия в ралли Париж-Дакар. Весной 1984 года директор компании окончательно решил, что в следующем году в «Дакаре» будут участвовать два «лиазца». У них была информация об этой гонке только из иностранных журналов, поэтому было необходимо найти кого-нибудь, кто бы поехал на это соревнование, и, соответственно и у кого был бы уже опыт участия в этих гонках. Этим источником информации стал француз Ален Галланд. В течение трех дней, когда ему задавались вопросы, он охотно на них отвечал.

После его отъезда у работников Лиаз осталась тетрадь, которая вся была исписана пометками, и началась подготовка к соревнованиям. Главной задачей было построить автомобиль, способный добраться до Дакара. Строительство этого автомобиля началось в Мнихове-Градиште, а в июле из ворот компании выехал так называемый «нулевой автомобиль». Таким образом наступил следующий этап специальной разработки. Нулевая машина испытывалось в различных условиях и впоследствии на ней проводились различные модификации. Одно из испытаний проводилось на твердом вспаханном поле со скоростью около 110 км / ч. Когда Ален лично тестировал автомобиль, он сказал, что ни одна другая машина в мире не может этого сделать. С этим автомобилем нужно было проехать как можно больше километров, чтобы выявить все возможные недостатки. После всех испытаний и модификаций нулевого автомобиля начался выпуск двух специальных образцов.

На линии старта VII-х соревнований Дакар действительно стояли две машины «Лиаз». У первого автомобиля стартовый номер был 626, а его экипаж состоял из Йиржи Москала, Ярослава Йоклика и Радека Фенцла. В Лиазе со стартовым номером 627 сидел экипаж Алена Галланда, Зденека Коваржа и Йосефа Брзобохатого. Обе машины достигли выдающихся успехов в прологе в виде пятого и шестого места из пятидесяти четырех грузовиков. На европейской территории прододился только соединяющий этап в Сет, откуда участников ралли на пароме переправили в Алжир. Так что настоящие гонки начались только в Африке.

Однако на первом этапе в Африке Алжир - Эль-Голеа, возникают и первые проблемы. На обеих машинах на жестком, неровном поршне сгибаются рулевые тяги. Кроме того, у Лиаза с номером 627 появляется проблема в виде оторванных задних амортизаторов, он приехал к финишу после установленного лимита и ему назначается 15 штрафных часов. Однако Лиаз с номером 626 вписался в лимит. На следующем этапе, который ведет в Ин-Салах, автомобиль 627 двигается осторожно, учитывая неполадки с поперечной рулевой тягой. В лимит уже не вписывается автомобиль номер 626. После этого этапа Ален утверждает, что обе машины должны сойти с дистанции и отказаться от соревнований, потому что они плохо подготовлены. Другие, однако, пришли к выводу, что тяги необходимо укрепить сваркой. Каждый экипаж использует свое решение проведения крепления, но главным является, что оба автомобиля могут двигаться дальше. Однако Ален не соглашается продолжить свое участие в соревнованиях и сходит с дистанции. Учитывая это, Лиаз 626 исключен из числа участников соревнования, но Зденек Коварж и Йозеф Брзобохаты полны решимости, что доедут до Дакара и не участвуя в соревнованиях. К цели следующего этапа, в Ин-Эккер в качестве участника приехал только автомобиль 627, второй автомобиль уже двигался не являясь участником соревнований.

Потом автомобиль шестьсот двадцать семь продолжает свое участие уже без серьезных проблем до Агадеса. Там экипаж проверяет переднюю ось, которая загудела на предыдущем этапе, и обнаруживает, что подшипник качения рассыпался. Замена невозможна, поэтому ось должна выдержать до самого Дакара. Опытные автогонщики говорят, что у гонщиков, которые доехали до Агадеса, худшее уже позади, и обычно до Дакара они доедут. Поэтому экипаж Лиаза надеялся, что это правда, и автомобиль с неисправной передней осью и оторванными задними амортизаторами еще выдержит.

К счастью, Лиаз действительно это выдержал, и поэтому 22 января 1985 года финишную черту парижского ралли-марафон «Дакар» пересек первый в истории чехословацкий грузовой автомобиль Лиаз со стартовым номером 627. В этом году победителем соревнования в классе грузовых машин стал Карл-Фридрих Капито с Мерседесом, выигравший над Жаном де Рой на автомобиле Даф, который хотя и являлся лидером практически в течение всех соревнований, но победа от него ускользнула на одном из последних этапов в Сенегале, который вел через свод деревьев. Ветви врезались в кабины больших грузовиков и существовала угроза, что они разобьют лобовое стекло. Только маленькие Унимонги могли не сбавлять скорость, одним из которых управлял именно Капито. Несмотря на то, что де Рой, стараясь вписаться в лимит, полностью уничтожил кабину и разбил лобовое стекло, все большие грузовики, включая де Роя, были наказаны за то, что не вписались в лимит, что стоило ему победы. В итоговом зачете Лиаз 627 занял прекрасное 13-е место среди грузовых автомобилей. Второй Лиаз также доехал до Дакара, но из-за того, что от участия в соревнованиях отказался один из членов экипажа, уже не в качестве участника.

Другие интересные факты

Модельный завод Лиаз занимался не только производством для автомобильной промышленности.
в 1967 г. Производство модельных тарелок для литья ручных оборонительных гранат.
1970-1973 гг. Помощь при реализации строительства главной достопримечательности в г. Либерец – гостиницы Ештед

  • изготовление деревянных креплений для ламинатного корпуса передающих антенн
  • производство алюминиевых столбиков и деревянных перил для ресторана
  • изготовление наружных массивных деревянных перил. Древесина должна была быть специально обработана, чтобы выдержать неблагоприятные погодные условия (пропаривание, пропитка аммиаком и т. д.)
  • изготовление памятных табличек в честь открытия отеля

r.1977 Изготовление пресс-форм и отливка памятных медалей к 400-летию города Либерец
замок Сихров - изготовление моделей для литья копии садового ограждения - отливка на литейном заводе в Осташове.

Контактные данные

ООО «МОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ЛИАЗ»
ул. Каменицка, д. 743
п.и. 460 06, г. Либерец 6
Чешская Республика

Тел.: +420 485 130 448
Факс: +420 485 134 177
E-mail: info@modelarna-liaz.cz

Представительство в России
город Москва, 125047,
3-я Тверская-Ямская улица, 31-35с2
Моб.тел.: +7 968 805 01 91
Тел: +7 499 978 73 79
E-mail: rus@modelarna-liaz.cz 

Скачать Сертификаты ISO

ISO 9001:2015

    

ISO 14001:2015

    


ГДЕ НАС НАЙТИ: